Собрание творений в 2-х т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. С. 224-225 | св. Григорий Богослов - страница 108


Тураев Б.А. История Древнего Востока. Л.:ОГИЗ, 1936. Т. 2. С. 172-173


Христос - Господь и Владыка мира.

| св. Феофан Затворник.

"А еже, взыде, что есть, точию яко и сниде прежде в дольнейшие страны земли? - Сшедый, Той есть и возшедый превыше всех небес, да исполнит всяческая" (Еф. 4:9-10).

"Седя на престоле славы одесную Отца, и видим Он есть всеми, яко всего мира Владыка и Судия вселенной, и все исполняет властию, могуществом, // славою, величием, вседержительством, всеуправлением, обилием благодатных даров, знамений и чудес. Все в духовном мире Им зиждется и на небе и на земле; и в физическом мире Им все строится; все направляется к одному, чтобы все наконец явилось в обновленном от Него виде. Теперь все сие совершается сокровенно и незримо. А будет время, когда и въявь все придет. Это сокровенное вседействие и есть исполнение Им всяческих. Верою видим: осязать сего нельзя".

св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого апостола Павла к ефесянам//изд. 2-е. М., 1893. С. 285-286


< Христос. Церковь.

| св. Феофан Затворник.

"Зане муж глава есть жены, якоже и Христос глава Церкве, и Той есть Спаситель тела" (Еф. 5:23).

"Сравнивается муж со Христом, жена с Церковью. Пункт сравнения - главенство: муж глава жены, как Христос - Церкви. Но Апостол пишет не как что есть, а как что должно быть. Потому в словах его должно видеть такую мысль: муж глава жены в таком же смысле, в каком Христос глава Церкви. Но Христос, глава Церкви, яко Спаситель сего тела Своего. Да будет же и муж глава жене по причине спасительства своего для нее. В чем и да будет для мужа основание главенства; для жены - побуждение к повиновению...

Христос есть глава Церкви, потому что есть Спаситель сего тела Своего. Он стал Главою чрез спасение спасенных, и спасенные стали членами Его чрез спасение".

св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого апостола Павла к ефесянам//изд. 2-е. М., 1893. С. 417


< Христос. Церковь. Воплощение. Искупление. тайна.

| св. Феофан Затворник.

"Тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа, и во Церковь" (Еф. 5:32).

"Сын Божий в воплощении оставил как бы Отца Своего небесного (не разделяясь с Ним) и вступил в таинственный союз с искупленным человечеством - Церковию, которая тоже есть от ребра Его, и вместе с Ним составляет едино".

св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого апостола Павла к ефесянам//изд. 2-е. М., 1893. С. 433


< Христос. Церковь. Воплощение. тайна.

| св. Феофан Затворник.

"Тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа, и во Церковь" (Еф. 5:32).

Св. Иоанн Златоуст: "Аз глаголю, - говорит при том Апостол, - во Христа", - так как и Он, оставивши Отца, сошел и пришел к невесте и сделался единым духом с ней (а она с Ним). Ибо "прилепляяйся Господеви, един дух есть с Господом" (1 Кор. 6:17)". То же пишет и Феодорит: "Сам Христос, оставив вышняго Отца, сочетался с Церковию. Но оставил по понятию вочеловечения, потому что, как Бог, неотлучен от Бога, так как и Сам имеет неописанное // естество". В этом и тайна. - Пополнее выясняет эту истину блж. Иероним: "Не все сказание об Адаме и Еве, написанное в книге Бытия, можно удобно, как думают некоторые, относить ко Христу и к Церкви, но только то, что сказано в настоящем месте, то есть: "Сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене, и будета два в плоть едину". Первый человек, Адам, как первый Пророк, прорек это о Христе и о Церкви, - что оставит Господь наш и Спаситель Отца Своего Бога и матерь Свою, Иерусалим небесный, и придет на землю ради тела Своего Церкви, и образует ее из ребра Своего: для чего Слово и бысть плоть. И как не все таинства равны, но одно таинство больше, а другое меньше; то и говорит теперь: "Тайна сия велика есть"; показывая же вместе и знак смирения своего, прибавляет: "Аз же глаголю во Христа и во Церковь". Григорий Назианзин, муж красноречивейший и много сведущий в Писании, когда мы рассуждали с ним об этом месте, не раз сказал: смотри, какова таинственность той главки (кажется, в кн. Бытия), что Апостол, истолковывая ее в отношении ко Христу и к Церкви, не утверждает, чтоб изъяснился, как требует достоинство свидетельства; но сказал как бы: знаю, что место сие полно неизреченных таинств и требует от истолкователя своего божественного сердца; я же по малости моего смысла думаю, что его должно разуметь в отношении ко Христу и к Церкви не потому, чтобы что-либо было больше Христа и Церкви, но потому, что все, сказанное об Адаме и Еве, изъяснить в отношении ко Христу и к Церкви очень трудно".

св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого апостола Павла к ефесянам//изд. 2-е. М., 1893. С. 433-434


< Христос. Церковь. тело. члены.

| св. Феофан Затворник.

"Сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину" (Еф. 5:31).

"...ничто не мешает слова текста сего разуметь как указание на закон, по которому Христос Господь сочетавается с душами верующими, и души верующие со Христом Господом. И кажется, Апостол имел ввиду преимущественно эту последнюю сторону союза, именно союз душ с Господом, - и цель слова его: "два плоть едина", - верующие и Господь едино. Посему-то и стоит у Апостола: anti toytoy - вместо сего. Впереди сказал: Господь питает и греет нас, так как мы плоть от плоти Его и кость от костей. Теперь говорит: вместо сего - мы должны так прилеплены к Нему быть, чтобы составлять едино. Ибо и Он уже так приобщился нам, что всего Себя предал нам. Можно находить указание на такую мысль в словах св. Златоуста: "Таким образом и мы делаемся со Христом едина плоть, - по причастию". И несколько ниже: тут происходит "духовный союз, в котором душа соединяется с Господом неизреченным союзом, как // Он один знает. Посему и сказано: "Прилепляяйся Господеви, един дух есть с Господом" (1 Кор. 6:17). Об этом и Псалмопевец говорит: "Слыши дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя, и дом отца твоего, и возжелает царь доброты твоея" (Пс. 44:11-12)". На это же наводят и слова блаженного Иеронима: "Слова сии в переносном смысле относятся ко Христу и к Церкви. Адам прообразовал Христа, Ева - Церковь. Как из Адама и Евы народился весь род человеческий, так от Христа и Церкви народилось и нараждается все множество верующих, которое, составляя единое тело, опять влагается в бок Христов, и наполняет место ребра, став в едину плоть с Ним, как с мужем. Об этом и Сам Господь в Евангелии молился: "Да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут" (Ин. 17:21)".

св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого апостола Павла к ефесянам//изд. 2-е. М., 1893. С. 431-432


< Христос. Церковь. тело. члены. Промысл. Причащение.

| св. Феофан Затворник.

"Никтоже бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю, якоже и Христос Церковь" (Еф. 5:29).

"Но и то правда, что тому, как Христос питает и греет Церковь, ничего нет и быть не может подобного, ни в каком естественном порядке. Здесь не то разумеется, что сказал Господь о Своем попечении о Церкви ветхозаветной: "Коль краты восхотех собрати чада твоя под крыле", хотя и это имеет место, но нечто особеннейшее, ближайшее, существеннейшее. Ибо у Христа с Церковью не внешний союз - одного подле другого, но внутреннейший - одного в другом. Ева из Адама; но стала вне его, и союз у них остался душевный, каков и у мужа с женою. И Церковь из Христа, но не становится вне Его, а Его имеет в себе, проникающим все в ней и живущим в ней всей. Это выражает Апостол в следующем тексте:

"Зане уди есмы тела Его, от плоти Его, и от костей Его" (Еф. 5:30).

Мы - все верующие - есмы члены тела Его, составляем тело Его - Церковь. Каждый верующий от Христа отрождается и поступает в тело Его, не отделяясь от Него. "От плоти Его и от костей Его" - образное выражение того, что существенность христианская заимствована нами от Христа. Св. Златоуст говорит: "Как Сын Божий - нашего естества, так и мы - Его сущности; и как Он имеет нас в Себе, так и мы имеем Его в себе". Это совершается в крещении и поддерживается причащением: ибо: "во Христа облекостеся"- не одни слова, а существенное преобразование по образу Христа, и по причине подобия такого сочетания с Ним. Равно и то, что говорится о причастнике: "во Мне пребывает и Аз в нем", существенное дело есть. - Вот как мы от плоти Его и от костей Его, - и как есмы уды Его. - Св. Златоуст говорит: "Что // значит: "от плоти Его"? Значит - истинно от Него. Но как чрез это мы бываем членами Христовыми? - Так, как мы родились подобно Ему. Каким образом от плоти? - Это знаете вы, которые причащаетесь тайнам: ибо чрез это мы тотчас преобразуемся". Блаженный Феодорит пишет: "Как Ева создана из Адама, так мы из Владыки Христа. С Ним погребаемся и восстаем в крещении, едим тело Его и пием кровь Его".

Вот как питает и греет Церковь Свою - всех верующих Христос Господь. Дело совершается существеннее и глубже, чем идет общее промышление.- Так это есть, хотя невместимо для понятия, а может быть иную и веру превышает. Господи, приложи нам веру!"

св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого апостола Павла к ефесянам//изд. 2-е. М., 1893. С. 429-430


/Ц/


< царство. власть. правая вера.

| св. Филарет Московский.

"...Церковь, как сама основана неколебимо на камени веры, так желает и царское достоинство и желаемое благословенное царствование утвердить непоколебимо на камени веры. Поистине, если Господу нашему Иисусу Христу, владычествующему всем по Божеству, вследствие заслуги спасительного страдания и воскресения, новым образом, как Богочеловеку, "дадеся", по собственному изречению Его, "всяка власть на земли", как "на небеси" (Мф. 28:18); если Он, по слову Тайновидца, есть "князь царей земных" (Откр. 1:5): то царь и царство могут быть истинно благословенны и благоденственны только тогда, когда право исповедуют и деятельно хранят веру, которая есть сила, средство и цель Его владычества".

св. Филарет Московский. Беседа в день священного коронования и помазания на царство Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича. 1857 г.//Сочинения в 5-ти т. М., 1885. Т. 5. С. 425


< царство. правая вера.

| св. Филарет Московский.

"Единение царя и народа в истинной вере есть животворный источник их государственного единства и силы".

св. Филарет Московский. Речь благочестивейшему Государю Императору Александру Николаевичу. 1860 г.//Сочинения в 5-ти т. М., 1885. Т. 5. С. 507


< царство. правая вера.

| св. Филарет Московский.

"Дважды сохранил он [прп. Сергий] сию Обитель свою, когда столица была в руках врагов. Это не для Обители только, но наипаче для России. Так открывалось, что Россия была постигнута праведным прещением Божиим, но не оставлена Богом; что вера может сохранить царство, когда недостаточны для сего царственные силы".

св. Филарет Московский. Речь благочестивейшему Государю Императору Александру Николаевичу пред вступлением в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. 1861 г.//Сочинения в 5-ти т. М., 1885. Т. 5. С. 514


< целое.

| Аристотель.

"Вода, всякая влага, равно как и число, называются целокупностями, а "целое число" и "целая вода" не говорится, разве только в переносном смысле. О чем как об одном говорят "все", о том же говорят "все" применительно к его обособленным частям, например: "все это число", "все эти единицы".

Аристотель. Метафизика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1975. Т. 1. Кн. 5. Гл. 26. 1024a. С. 175


< целое.= общее.

| Аристотель.

"...общее и тем самым то, что вообще сказывается как нечто целое, есть общее в том смысле, что оно объемлет многие вещи, поскольку оно сказывается о каждой из них, причем каждая из них в отдельности есть одно; например, человек, лошадь, Бог - одно, потому что все они живые существа".

Аристотель. Метафизика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1975. Т. 1. Кн. 5. Гл. 26. 1023b. С. 175


< целое.= форма.= вид. V материя.

| Аристотель.

"...целое - это уже такая-то форма в этой вот плоти и кости, Каллий и Сократ; и они различны по материи (ведь она у них различная), но одно и то же по виду, ибо вид неделим".

Аристотель. Метафизика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1975. Т. 1. Кн. 7. Гл. 8. 1034a. С. 202


< целомудрие. sophrosyne.

| св. Феофан Затворник.

"Глаголю бо благодатию давшеюся мне, всякому сущему в вас не мудрствовати паче, еже подобает мудрствовати: но мудрствовати в целомудрии, коемуждо якоже Бог разделил есть меру веры" (Рим. 12:3).

"...иметь здравые мысли называется sophrosyne - целомудрием"(св. Златоуст)".

св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого Апостола Павла к римлянам. изд. 2. М., 1890. С. 770


< цель.

| Аристотель.

"...и по сущности действительность первее возможности, прежде всего потому, что последующее // по становлению первее по форме и сущности (например, взрослый мужчина первее ребенка, и человек - первее семени, ибо одно уже имеет свою форму, а другое - нет), а также потому, что все становящееся движется к какому-то началу, то есть к какой-то цели (ибо начало вещи - это то, ради чего она есть, а становление - ради цели); между тем цель - это действительность, и ради цели приобретается способность. Ведь не для того, чтобы обладать зрением, видят живые существа, а, наоборот, они обладают зрением для того, чтобы видеть, и подобным образом они обладают строительным искусством, чтобы строить, и способностью к умозрению, чтобы заниматься умозрением, а не наоборот, будто они занимаются умозрением, чтобы обладать способностью к умозрению, - разве лишь для упражнения; но в этом случае не занимаются умозрением, а делают это или ради одного лишь упражнения, или нисколько не нуждаясь в умозрении".

Аристотель. Метафизика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1975. Т. 1. Кн. 9. Гл. 8. 1050a. С. 245-246


< цель. движение. действие. осуществленность.

| Аристотель.

"...если в движении заключена цель, то оно и есть действие. Так, например, человек видит - и тем самым увидел, размышляет - и тем самым размыслил, думает - и тем самым подумал (но нельзя сказать, что он учится - и тем самым научился или лечится - и тем самым вылечился); и он живет хорошо - и тем самым уже жил хорошо, он счастлив - и тем самым уже был счастлив. Иначе действие это уже должно было бы когда-нибудь прекратиться, так, как когда человек худеет; здесь это не так, он живет - и уже жил. Поэтому первые надо называть движениями, вторые - осуществлениями. Ведь всякое движение незакончено - похудение, учение, ходьба, строительство; это, разумеется, движения и именно незаконченные. Ибо неверно, что человек в одно и то же время идет и уже сходил, строит дом и уже построил его, возникает и уже возник или двигается и уже подвинулся, - все это разное, и также разное "движет" и "подвинул". Но одно и то же существо в то же время увидело и видит, а также думает и подумало".

Аристотель. Метафизика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1975. Т. 1. Кн. 9. Гл. 6. 1048b. С. 242


< церкви Поместные.

| Пространный Христианский Катехизис.

"Отдельность видимого устройства их [Поместных церквей] не препятствует им духовно быть великими членами единого тела Церкви Вселенской, иметь единую главу Христа и единый дух веры и благодати. Единство сие выражается видимо, одинаковым исповеданием веры и общением в молитвах и тайнах".

Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Варшава,1930. С. 52


< Церковь.

| Еф. 2:19-20.

"Сожителе святым и приснии Богу, наздани бывше на основании Апостол и пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу".


< Церковь.

| св. Ириней Лионский.

"..."Бог стал в собрании богов и судит посреди богов" (Пс. 81:1). Здесь говорится об Отце и Сыне и о тех, которые получили усыновление; последние же суть Церковь. Ибо она есть собрание Божие, которое Бог, то есть Сам Сын, собрал чрез Себя Самого".

св. Ириней Лионский. Пять книг против ересей// Творения. М.:"Православный паломник", "Благовест", 1996. Кн. 3. Гл. 6. С. 229


< Церковь.

| св. Ириней Лионский.

"...столп и утверждение Церкви есть Евангелие и Дух жизни..."

св. Ириней Лионский. Пять книг против ересей// Творения. М.:"Православный паломник", "Благовест", 1996. Кн. 3. Гл. 11. С. 249


< Церковь.

| св. Иоанн Златоуст.

"...если и у нас, имеющих одно естество, бывает так, то есть жена называет мужа своим господином, то тем более между Церковью и Христом, Который и по естеству Своему есть Владыка".

св. Иоанн Златоуст. На Псалом 5//Творения: В 12 т. СПб., 1899. Т. 5. Кн. 1. С. 40


< Церковь.

| св. Иоанн Златоуст.

"Близ Господь всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине" (Пс. 144:18).

"...пророк говорит теперь о благах, подаваемых особенно верным. Какие же это блага? То, что Господь находится близ их, то есть охраняет их, печется о них и промышляет гораздо больше, нежели о других, благоволит к ним, милостив и благосклонен к ним, открывает им блага по преимуществу".

св. Иоанн Златоуст. На Псалом 144//Творения: В 12 т. СПб., 1899. Т. 5. Кн. 2. С. 528


< Церковь.

| блж. Августин.

"То, что в начале человеческого рода жена сотворена была из кости, взятой из ребр спящего мужа, должно было служить пророчеством о Христе и Церкви. Ибо тот сон мужа (Быт. 2:21) означал смерть Христа, ребра Которого, когда Он висел бездыханным на кресте, пронзены были копьем, и из них излились кровь и вода (Ин. 19:34), что мы считаем Таинствами, которыми созидается Церковь. Писание это именно выражение и употребляет (Еф. 4:13); в нем мы читаем не "образовал" или "сотворил", а - "созда ребро в жену" (Быт. 2:22); отсюда и Апостол говорит о созидании тела Христова (Еф. 4:12), которое и есть Церковь".

блж. Августин. О Граде Божием//Творения. 2-е изд. Киев, 1910. Часть 6. Кн. 22, гл. 17. С. 361


< Церковь.

| блж. Августин.

"(Еф. 4:10-16). Вот Кто муж совершенный, то есть Глава, и вот кто тело, обнимающее всех членов, которые в свое время войдут в него! Но пока Церковь созидается, к телу этому присоединяются ежедневно новые члены, к тому телу, о котором говорится: "вы - тело Христово, и - члены" (1 Кор. 12:27), и в другом месте: "за Тело Его, которое есть Церковь" (Кол. 1:24), и еще: "один хлеб, и мы многие одно тело" (1 Кор. 10:17). О созидании этого тела говорится и в рассматриваемом месте: "к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова", и затем прибавляется то, о чем собственно идет речь у нас: "доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" и прочее; а как далеко в теле должна простираться эта мера, указывается словами: "дабы все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена". Отсюда, мерой, как каждой отдельной части, так и целого тела, обнимающего все части, служит именно мера полноты, о которой сказано: "в меру полного возраста Христова". Об этой полноте Апостол упоминает и в другом месте, где говорит о Христе: "и поставил Его выше всех, главою Церкви, которая есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем" (Еф. 1:22-23)".

блж. Августин. О Граде Божием//Творения. 2-е изд. Киев, 1910. Часть 6. Кн. 22, гл. 18. С. 363


< Церковь. \определение\

| Пространный Христианский Катехизис.

"Церковь есть от Бога установленное общество человеков, соединенных Православной верой, законом Божиим, священноначалием и Таинствами.

Вопрос. Что значит веровать в Церковь?

Ответ. Значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться ее учению и заповедям, по уверенности, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от единой вечной главы ее, Господа Иисуса Христа".

Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Варшава,1930. С. 50


< Церковь.

| Пространный Христианский Катехизис.

"Все истинно верующие, соединенные священным Преданием веры, совокупно и преемственно, по устроению Божию, составляют из себя Церковь, которая и есть верное хранилище Священного Предания, или, по изречению Святого Павла, "Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины" (1 Тим. 3:15).

Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Варшава,1930. С. 7


< Церковь.

| Пространный Христианский Катехизис.

"Если Кафолическая Церковь заключает в себе всех истинно верующих в мире, то не должно ли признавать необходимо нужным для спасения, чтобы верующий к ней принадлежал?

Совершенно так. Поелику Иисус Христос, по изречению апостола Павла, есть "глава Церкви, и Он же Спаситель тела", то, дабы иметь участие в Его спасении, необходимо нужно быть членом Его тела, то есть, Кафолической Церкви (Еф. 5:23).

...все, обретающие вечное спасение, обретают оное в единой Кафолической Церкви".

Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Варшава,1930. С. 57


< Церковь.

| св. Филарет Московский.

О месте учения о Церкви в богословской системе. Были попытки начинать систему с учения о Церкви. Надо так, как в Символе веры.

св. Филарет Московский. Собрание мнений и отзывов в 5 томах. СПб.,1885. Т. 3. N 286, 1844 г. С. 136-141; N 290, 1845 г. С. 156-161


< Церковь.

| Бриллиантов А.И.

Бриллиантов: "митрополиту Филарету... в это время приходилось бороться с явно католической тенденцией составителей программы по догматическому богословию, желавших поставить в догматике, по-католически, на первое место церковь с иерархией, а потом уже учение о Главе Церкви Христе".

7694839935173727.html
7694978998515238.html
7695083563478515.html
7695269167870643.html
7695336091056283.html