ПЕВЧЕСКИЕ ГОЛОСА - Лосева Елена Вячеславовна г. Стерлитамак 2011 г пояснительная записка


^ ПЕВЧЕСКИЕ ГОЛОСА


Выделяется три вида певческих голосов:

  1. Бас - низкий мужской голос

  2. Баритон - средний мужской голос"

З. Тенор - высокий мужской голос. Мужчины имеют «добавку» к своему диапазону, называется ФАЛЬЦЕТ! Фальцет звучит не так мощно как основной голос.


Фальцет- способ звукоизвлечения, позволяющий испытать свободу пения верхней части диапазона. В отличие от головного голоса, фальцет не связывается с грудным голосом. Этот факт, а так же незначительные динамические возможности фальцета, ограничивают его ис­пользование его кругом специальных вокальных эффектов.


Женские:

  1. Сопрано - высокий женский голос.

  2. Меццо - сопрано - средний женский голос.

  3. Контральто - низкий женский голос.


Детские:

1. Дискант - голос мальчиков. В ансамбле дисканты разделяются на низкие, средние и |высокие по вокальным партиям.

2 Сопрано - высокий голос девочек. В ансамбле голоса сопрано разделяются по вокаль­ным партиям.

3. Альт - низкий голос девочек. В ансамбле альты разделяются по вокальным партиям.

^ ПЕВЧЕСКИЕ РЕГИСТРЫ

    1. Нижний регистр: малая, большая и т.д. октавы. (Мужчины имеют два регистра; грудной и фальцет).

2. Средний регистр: I октава (сич-рег). (Потенциальный участок соединения грудного и головного голосов).

3. Верхний регистр: II октава, женщины могут петь выше. (Женщины имеют грудной, средний (медиум - mixt) и головной).

4.Суперголовной регистр -участок, располагающийся на четвертом переходном участке женского диапазона, при этом ощущается уход за пределы обычного головного голоса, а так же дополнительное чувство свободы. У девочек это наблюдается от си, и выше.

^ 2.4. Ансамбль и строй.

Слово «ансамбль» французского происхождения и означает единство, согласованность совместного исполнения. В хоровом пении под этим подразумевается слитность и уравновешенность в использовании хором стихотворного текста, мелодии, гармонии, полифонии, ритма, темпа, динамики, тембра. Одним из важнейших требований хорового ансамбля является единообразие в характере звукообразования, произношения, дыхания, нюансировки и т.д. Для достижения ансамбля необходимо совершенствовать вокальную культуру, добиваться умения петь с одинаковой силой, следить за тембровой слитностью, четкостью и точностью воспроизведения ритмического строя сочинения, чистотой интонирования как по горизонтали, так и по вертикали в хоре в целом, в каждой партии и у каждого певца.

Чтобы добиться такого ансамбля, нужна кропотливая работа руководителя и всех участников хора. Умение певца подчинить свою индивидуальность задачам коллектива - основное правило настоящего ансамбля. В навыке ансамблевого пения и проявляется главная суть хорового исполнения - коллективность.

Иногда общий ансамбль в хоре может быть нарушен чрезмерными стараниями отдельных певцов. Почти в каждом хоре есть дети с хорошим слухом и голосом, их часто хвалят и они, желая закрепить за собой положение ведущих, начинают форсировать звук, разрушая слаженность и стройность звучания. Руководитель должен объяснить в беседе с коллективом, что выделяться из общего звучания - значит приносить хору гораздо больше вреда, чем пользы.

Можно отметить два вида основных вида ансамбля: ритмический и динамический. Под ритмическим ансамблем следует понимать умение исполнителей одновременно начинать и заканчивать произведение и его отдельные части, одновременно и одинаково произносить слова, брать дыхание в одинаковых местах, вместе переходить к изменениям в темпе.

Динамический ансамбль подразумевает умение певцов на основе владения навыками пения, дыхания, дикции петь одинаково громко или тихо в соответствии с содержанием произведения. В работе над динамическим ансамблем полезно использовать пение с закрытым ртом, при котором поющий лучше слышит себя и хор в целом. Или можно изменить расстановку хора. Например, когда нужно добиться эффекта звучания партии первых сопрано как бы со всех сторон, тогда певцов следует поставить в разные места хора.

В многоголосном пении трудности ансамбля значительно возрастают. Кроме мелодического, здесь еще выступают требования гармонического (вертикального) ансамбля. Партии голосов должны сливаться в единое целое, создавая у слушателей впечатление музыкальной ткани.

Строй.

Как уже говорилось, отличительной чертой хорошего ансамбля является интонационная слаженность певцов, т.е. умение петь стройно.

Строй - это чистое, точное интонирование в одноголосном и многоголосном пении. Интонирование мелодии - мелодический (горизонтальный) строй, интонирование аккордов - гармонический (вертикальный). Главным условием достижения хорового строя является владение вокально-хоровыми навыками, хорошо развитый музыкальный слух. Только сознательное усвоение закономерностей интонирования ступеней, интервалов, аккордов в ладу позволит добиться в хоре полноценного строя. Развитию ладового чувства помогают упражнения, заключающиеся в пении различных звукорядов, трезвучий с точным интонированием главных ступеней лада, сопоставлением мажорных и минорных последовательностей.

Как известно, строй, в котором исполняются произведения хором, называется зонным. Это означает, что в зависимости от условий применения того или иного звука, каждый тон может менять свою высоту (в пределах определенной зоны) в сторону повышения или понижения. Именно это качество строя делает хоровое исполнение необычайно выразительным в интонационном отношении. Поэтому задача руководителя заключается в том, чтобы постоянно воспитывать активное отношение к строю. Зонное интонирование может осуществляться на основе определенной музыкальной системы, специальных упражнений, в которых подчеркнуты те или иные ступени лада, интервалы, гармонические последовательности.

По данным акустики, наименее стабильными в интонационном отношении являются III, VI, VII ступени мажора и минора. Так, VII ступень обычно интонируется высоко и в мажоре и в миноре. VI ступень в мажоре имеет тенденцию к повышению, а в миноре- к понижению. III ступень в мажоре поется высоко, в миноре- достаточно устойчиво, а не понижается.

I, II, IV, V ступени более стабильны интонационно. Но, например, II ступень в мажоре может повышаться (особенно при нисходящем движении и доминантовой гармонии), а в миноре - и повышаться,и понижаться (понижение обычно заметно при нисходящем движении и доминантовой гармонии). Необходимо также указать, что при движении мелодии вверх отмечается тенденция к повышению и наоборот.

Одним из условий сохранения строя является физическое состояние поющих. Опыт показывает, что после длительной дневной нагрузки, когда занятие хора проводится в конце дня, дети чаще понижают строй. На качестве строя сказывается и общее эмоциональное состояние учащихся. Известно, что при пониженной эмоциональной настроенности певцов, строй, как правило, понижается и наоборот, при чрезмерном эмоциональном возбуждении коллектива он заметно повышается. Поэтому, вызывая заинтересованность школьников пением, важно удержать «золотую середину». Когда на занятии царит атмосфера легкой приподнятости, увлеченности работой, отсутствует скука, однообразие- это весьма благотворно влияет и на сохранение интонационного строя.

^ 2.5. Вокально-хоровые упражнения.

Значительное место в системе хорового обучения занимают вокально-хоровые упражнения. Их цель - вооружить коллектив техническими приемами, которые помогут ему выразительно исполнять сочинения различные по характеру и степени трудности. Они содействуют укреплению голосового аппарата, развивают его гибкость и выносливость, способствуют воспитанию певческих навыков, развивают технику хора (пение в быстром темпе, цепное дыхание); они направлены на то, чтобы создать в хоре единую манеру пения.

Упражнение-это многократно повторяемое, специально организованное действие, которое направлено на улучшение качества его выполнения. Выработка вокально-хоровых навыков в процессе упражнений основывается на следующих принципах:

Упражнения обычно выполняют в начале вокальных занятий и тогда они не только служат целям формирования и развития навыков, но и «разогревают» голосовой аппарат, т.е. подготавливают его к предстоящей работе. Поэтому часть урока, которая состоит из упражнений, называется распеванием.

Вначале распевания целесообразно применять привычные, несложные, хорошо впетые упражнения. Затем уже даются упражнения, направленные на усложнение освоенного или на формирование нового навыка. Сначала упражнения надо выполнять в спокойном темпе, далее темп меняется в зависимости от методических целей. При введении нового упражнения его мелодию лучше играть в унисон с поющим. Подыгрывать нужно гораздо тише поющего, чтобы не мешать ему слушать себя. Как только интонация станет устойчивой, оставлять только гармоническую поддержку. Паузы между повторениями упражнения должны быть по возможности одинаковыми, чтобы поющий мог без спешки хорошо подготовиться к следующему повторению упражнения.

Пение упражнений следует начинать с звуков наиболее естественных, без напряжения звучащих, лежащих в пределах «фа - си» первой октавы. Постепенно объем, охваченный упражнениями, расширяется. Но предельных, крайних нот диапазона лучше почти не касаться. Формирование их может идти только на базе хорошо звучащей середины, поэтому и укреплять нужно средний участок диапазона.

Сначала упражнения выполняются на наиболее удобном гласном, потом осваиваются другие. Если голос звучит глухо, глубоко - применять упражнения на звонкие «и», «е», способствующие близкому звучанию. Если голос звучит близко, открыто, плоско - начинать с «о», «у», округлого «а». При горловом призвуке, «зажатом» - помогут гласные «а», «о», «у», при носовом призвуке полезны упражнения на «о», особенно «у».

Согласные значительно активизируют работу артикуляционного аппарата, поэтому во всех случаях вялой работы лучше начинать сразу с сочетания гласных звуков с согласными.

^ Упражнения по видам вокализации.

Наиболее употребимые виды - legato, staccato. Упражнения на legato являются основным средством выработки кантилены, которая связана с длинным, равномерным выдохом. Слитное пение помогает выравнивать звучание.

Пение на staccato связано с активным смыканием голосовых складок, способствует усвоению четкой атаки, поэтому полезно при вялом пении и сиплом призвуке.

Полезно чередовать отрывистое и связное исполнение.

Повторение одних и тех же нот в разной манере позволяет тренировать смыкание связок и координацию с движениями диафрагмы, активизирует атаку.

^ Упражнения с поступенным движением.

Простейшее- соединение 2-5 ступеней мажорной гаммы. Усвоив их, переходят к пению целой гаммы в связной манере пения. Гамму поют вверх или вниз с названием нот или на выбранных гласных. Но вначале полезнее петь гамму сверху вниз; нужно следить, чтобы все нисходящие звуки звучали в одной высокой позиции. При исполнении гаммы вверх, первый звук берется в намеренно высокой позиции - это обеспечивает ровность звучания всей гаммы. Гаммы - незаменимое средство для выработки кантилены, развития дыхания, выравнивания звучания во всем диапазоне.

^ Упражнения на различные интервалы.

Эти упражнения поются как с нижнего звука к верхнему, так и наоборот. Они способствуют выравниванию звучания. Умение соединять звуки любого интервала

Подготавливает к звуковедению в художественных произведениях. Вначале работают на интервалах более привычных для слуха, близким к речевым интонациям (терциях, квартах, квинтах), идут от узких интервалов к более широким. К этому виду упражнений относится пение трезвучий, арпеджио. Полезно все упражнения петь, чередуя манеры звуковедения: отрывисто, связно.

^ Упражнения на одной высоте звука.

Эти упражнения развивают экономный длительный выдох, опору. Сначала берут один-два гласных в сочетании с согласным или без него, а затем вводят все гласные. Чаще всего такое упражнение поют на пяти основных гласных в различном их чередовании (а, о, у, э, и). В этом упражнении все гласные можно петь в одной силе звука с динамическими оттенками.

^ Пение с закрытым ртом.

Пение на сонорный согласный звук «м» (мычание) осуществляется при сомкнутых губах, с несколько опущенной нижней челюстью, с ощущением небольшого зевка. Это упражнение исполняется на среднем участке диапазона. Оно настраивает на головное звучание, но приносит пользу, когда поющий хорошо ощущает вибрацию тканей носа. Пение с закрытым ртом лучше применять в начале распевания.

При работе с детьми в случаях применения вокальных упражнений без словесного текста следует избегать пения только на гласные. Из-за большой вялости артикуляционного аппарата полезнее брать слоги с сонорными (м, н, р, л), взрывными (д, б, п) и согласными з, к, г. С целью активизации мягкого неба и преодоления плоского, «белого» звучания хорошо применять слоги «ку», «гу». Для округления звука и достижения собранного звучания рекомендуются слоги «ду», «да», «лё», «мо». Звонкому, светлому звучанию способствуют слоги «ди», «зи», «ми», «ли», «ля». При исполнении упражнений надо следить за четким снятием звука.

В распевании на одном уроке не следует брать много упражнений. Они должны быть разнообразными по вокально-техническим задачам, чтобы обеспечить формирование основных необходимых навыков, воздействовать на различные стороны голосообразования: дыхание, работу голосовых складок, артикуляционного аппарата.

Применять упражнения надо строго последовательно. Располагать их в таком порядке, чтобы каждое последующее совершенствовало уже приобретенные навыки и постепенно развивало новые. Подбирать упражнения нужно так, чтобы они способствовали выявлению хороших качеств звука и искореняли отрицательные особенности голосообразования.

В приложении даны упражнения для воспитания разнообразных вокально-хоровых навыков, что дает возможность руководителю выбрать нужные упражнения и применить их в своей практике.

^ 2.6. Фонопедический метод В.В. Емельянова.

Изложенные выше некоторые принципы вокально-технической работы учитывают новые данные о регистровом строении голоса. Вместе с тем, новые научные разработки привели к нетрадиционным подходам в методике вокальной работы, в том числе - в детском хоре. В последние годы все активнее используются методика и приемы работы, автором которых является известный вокальный педагог и врач В.В. Емельянов. Предложенный им «Фонопедический метод развития голоса» представляет собой строгую и ясную научную концепцию. «Мы определяем фонопедию как комплекс педагогических воздействий, направленных на постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани с помощью специальных упражнений, коррекцию дыхания, а также коррекцию самой личности обучающегося. В процессе фонопедических занятий устанавливаются и закрепляются такие условия голосоведения, когда голосовой аппарат работает с наименьшей нагрузкой при хорошем акустическом эффекте» (Е.В.Лаврова «Характеристика и классификация нарушений голоса.Дефектология.1987,№ 1). Фонопедия функциональных расстройств имеет много общего с вокальной педагогикой и вокально-хоровой работой.

В.В.Емельяновым последовательно и подробно разработана методика преподавания как для взрослых, так и для детей. Овладев методом, хормейстер получает путеводную нить в вокальной работе: «что», «как», «почему» и «сколько» нужно делать в воспитании голоса от самого начала до появления весьма высоких качественных результатов.

Цель фонопедического метода- создание материальной базы для работы над эстетикой пения и эмоционально-образными исполнительскими задачами. Общая цель достигается через промежуточные:

- развитие показателей певческого голосообразования, т.е. приближение звука голоса к певческому на отдельных гласных и их последовательностях на отдельных тонах и попевках;

- синтез и сохранение показателей певческого голосообразования при пении с согласными;

- умение глиссировать с певческим вибрато при пении последовательностей ступеней и гласных;

- умение при пении отслеживать энергетический, акустический, вибрационный аспекты «высокой позиции»;

- умение отслеживать критерии академического пения.

Основополагающими принципами методики являются:

- раздельное развитие регистров;

- отделение технического тренажа от художественных задач;

- достаточный по времени вокально-технический тренаж (примерно 20 минут от урока). В содержание вокально-технической работы входит тренировка:

- артикуляционного аппарата;

- грудного и фальцетного регистров (весь звучащий диапазон);

- акустики рото-глоточной полости (рупор);

- певческого дыхания;

- певческого вибрато, а также прохождение произведений с помощью фонопедических упражнений.

3. Методическое обеспечение программы дополнительного образования. (Приложения: анкеты, тесты, разработки занятий)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

^ ФРАГМЕНТ УРОКА ПО ТЕМЕ «ДЫХАНИЕ».

Работа над дыханием.

«Букет цветов» - представить, что в руках букет цветов. Теперь медленно, спокойно вдохнули через нос – понюхали букет. Задержали на секунду дыхание и медленно, тихо выдохнули ртом.

«Свеча». Возьмём узкую полоску бумаги и представим, что это горящая свеча. Глубоко вдохнем и медленно подуем на воображаемое пламя. Бумага должна немного отклониться и оставаться в таком положении до конца выдоха.

^ Работа над тембром и диапазоном:

Дети перевоплощаются в сказочных героев, находя необходимый звук для создания образа.

«Динозаврик» – на плакате или экране изображен динозаврик и с помощью гласной «А» изображается линия его тела: хвост – на одном звуке, спина – интонация поднимается вверх и т. Д.




«Кошка и котёнок» – представить, как мама-кошка разговаривает с котенком, и передать интонационно их разговор.

«Ракета» – изобразить полёт ракеты с помощью гласной «У».

^ Работа над дикцией:

Комплекс упражнений «Утро»: учитель говорит, что каждое утро мы умываемся и чистим зубы. Сейчас мы с вами тоже этим займемся. Но так как у нас нет зубной щетки, чистить зубы мы будем языком. Сначала проводим языком по передним верхним зубам, затем по нижним и в конце чистим коренные зубы.

За чисткой зубов следует «полоскание» рта: набираем в рот воздух и начинаем «полоскать» из одной щеки в другую.

Далее идём «завтракать» - жуём язык .

Вдруг разболелся зуб: рот плотно закрыт, а язык упирается сначала в правую щеку, а затем в левую.

После этого нам дали вкусную конфету, и мы широко-широко улыбнулись.

Теперь мы готовы к исполнению песни.

Исполнение песни.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2


^ КРАСИВОЕ ПЕНИЕ - ЭТО НА 50% ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ, НА 50% ПРАВИЛЬНОЕ ЗВУК0ИЗВЛЕЧЕНИЕ

ЗДОРОВЬЕ И УХОД ЗА ГОЛОСОМ

Общее здоровье организма является главным условием здоровья голоса. Певец должен иметь распорядок дня, в который необходимо включить не только работу над голосом, но и мероприятия по поддержанию организма в хорошем состоянии. Певец должен сохранять позу - осанку. Неправильная поза влияет не только на физическую работу органов дыхательной системы (что сказывается на подаче воздуха к голосовым связкам), но и на прохождение сиг­налов, идущих от мозга. Певец должен стоять нескованно, атак, как удобно для пения. Измене­ния основной позы могут быть очень эффективными при работе в конкретных музыкальных стилях.

Гортань как и другие органы тела, состоит из живой ткани, которая может быть подверже­на травмам и болезням.

Рекомендации в случае заболевания голосовых связок

Как снять сип в голосе

  1. Одно яйцо, 1 ч. ложка песка, 1 ч. ложка растительного масла, 2-3 капли коньяка -взбить и выпить.

  2. Три-четыре раза вдень набрать в рот холодной сырой воды и полоскать наклонившись вперед.

^ ЗАПРЕЩЕНО ВО ВРЕМЯ ПЕНИЯ

  1. АЛКОГОЛЬ И НАРКОТИКИ.

  2. КУРЕНИЕ.

  3. ПЕНИЕ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ ПИЩИ (принимать пищу можно за час до пения, так как энергия тела напрямую участвует в процессе переваривания пиши, движения замедляются, ос­лабевает внимание и координация, кроме того излишняя слизь, которая вырабатывается желе­зами на связки, может мешать их колебаниям).

  4. ^ НЕЛЬЗЯ ПЕРЕД ПЕНИЕМ ЕСТЬ МОРОЖЕНОЕ, СЕЛЕДКУ, СЕМЕЧКИ, ОРЕХИ, ШОКОЛАД, ПИТЬ ОЧЕНЬ ОХЛАЖДЕННЫЕ НАПИТКИ.

  5. ПЕРЕД ПЕНИЕМ ПРОТИВОПОКАЗАНА БАНЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕФЕНА ДЛЯ СУШКИ ВО­ЛОС.

  6. ЧРЕЗМЕРНОЕ КАШЛЯНИЕ, ЧИХАНИЕ, А ТАКЖЕ РЕЗКИЕ ЗВУКИ, ПОЛУЧАЕМЫЕ ПРИ ПОМОЩИ НЕОЖИДАННОГО ВЫБРОСА ВОЗДУХА, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРИЧИНИТЬ БОЛЬ И ДАЖЕ ПОВРЕДИТЬ НЕЖНУЮ МЫШЕЧНУЮ ТКАНЬ СВЯЗОК.

  7. ^ ЧРЕЗМЕРНО ГРОМКОЕ ПЕНИЕ ИЛИ РАЗГОВОР.

8. АЭРОЗОЛИ, ТАБЛЕТКИ, ГОРЯЧИЙ ЧАЙ, КОТОРЫЕ НЕ СДЕЛАЮТ ГОЛОС ЛУЧШЕ.

9. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС И УТОМЛЕНИЕ.

10. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. Пыль, испарения, смог, дым и т.д. могут повлиять на мышеч­ную ткань связок прямо либо косвенно (через нервную систему)


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

^ Формирование репертуара и основные требования к подбору песенного материала.


Основные требования к детскому репертуару - это идейная направленность, высокие художественные достоинства и доступность для восприятия и исполнения.
При выборе песни необходимо учитывать, как она помогает решению воспитательных задач, расширению представлений, углублению чувств, что она вносит нового в усвоение певческих навыков и какова степень трудности ее исполнения, отвечает ли она интересам и потребностям детей.
Большое значение имеют особенности музыкального языка детской песни. Песня должна быть написана в удобной тесситуре с учетом голосовых возможностей дошкольника. Например, певческий диапазон детей 6-7 лет расположен, как это указывается в программе, в пределах "ре" первой октавы - "до" второй октавы". Ноты "до" первой октавы и "ре" второй помещены в скобках, т.е. они употребляются, как проходящие и дорлжны звучать редко. В песне В.Герчик нота "ре" второй октавы звучит всего один раз.


Значит, песня написана в удобной для детского исполнения тесситуре.
Если мелодия первых тактов располагается на предельно высоких звуках детского диапазона, например, таких:


то можно говорить о неудобной для пения тесситуре. Обычно в песнях для детей преобладают небольшие музыкальные фразы: несложный ритм, чаще всего состоящий из восьмых и четвертных долей; темп не быстрый и не медленный, сила звучания (динамика) также умеренная (меццо-форте), значительно реже громкая (форте).
Перед тем как разучивать с детьми песню, музыкальный руководитель должен:



ПРИЛОЖЕНИЕ 4

^ ТВОРЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДЕТЕЙ


ЗАДАНИЕ НА СОЧИНЕНИЕ И ИМПРОВИЗАЦИЮ


С. Казанцева

  1. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЁЖИК



«Ёжик» Г. Виер

С барабаном ходит ёжик:

Бум – бум - бум!

Целый день играет ёжик:

Бум – бум - бум!

С барабаном за плечами…

Бум – бум - бум!

Ёжик в сад забрёл случайно

Бум – бум - бум!

Очень яблоки любил он

Бум – бум - бум!

Барабан в саду забыл он

Бум – бум - бум!

Ночью яблоки срывались:

Бум – бум - бум!

И удары раздавались

Бум – бум - бум!

Ой, как зайчики струхнули!

Бум – бум - бум!

Глаз до зорьки не сомкнули!

Бум – бум - бум!


а) Какие слова всё время повторялись в стихах? Сколько ударов барабана изображают эти слова?

б) Давайте прочитаем стихотворение вместе, а повторяющиеся слова исполним на барабане (3 удара: правой, левой, правой рукой);

в) Попробуем сыграть громко, тихо, тихо и громко в соответствии тексту;

г) Исполним вместо палочек ладонями рук (шлепки), ведь когда падают яблоки, их звук не похож на удар барабана, он более мягкий;

д) Произнесём шёпотом.

  1. ПО-РАЗНОМУ



Нарисуйте на листе длинную прямую линию. Равномерно, без толчков и остановок ведите по ней пальчиком и одновременно пропевайте «О» всё время на одной высоте: одинаково, монотонно. Не прерывайте пение до конца линии.


и.т.д.

О – О – О – О – О – О – О – О – О – О – О – О – О – О – О – О – О – О - О - …..


б) Теперь нарисуйте прерывистую линию. Равномерно ведите по ней пальцем и также пропевайте «О», делая перерыва в звучании. Пальчик также равномерно движется по листу.


Пауза пауза и т.д.

О – О О – О О – О


в) А теперь нарисуйте линию, состоящую из точек. Быстро дотрагиваясь пальчиком до каждой из них, активно пропевайте: О! О! О!


. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . и т.д.

О! О! О! О! О! О!


Каждый раз мы пели с вами по-разному. В музыке такое пение имеет свое название:

1 способ – протяжно, слитно – «ЛЕГАТО»;

2 способ – отдельно, не связно – «НОН ЛЕГАТО»;

3 способ – отрывисто – «СТАККАТО»


Перспективы.

Итак, систематичность в подходах к работе, варьирование разнообразных методических приемов, планомерное выполнение поставленных задач, последовательное (поэтапное) изучение новых песен, многократное использование знакомого материала, постепенное усложнение репертуара, дифференцированный подход к детям - все это позволило достичь положительных результатов в обучении и развитии вокальным навыкам детей .

Планируемый песенный репертуар

на 2010- 2011 учебный год:

  1. 1. «неваляшки» 1. « Дай мне руку»

  2. 2. «капитан» 2. « Учитель»

  3. 3. «Во кузнице» 3. « Мы желаем счастья вам»

  4. 4. «Барыня» 4. « Коляда»

  5. 5. « Зимушка – зима» 5. « Ветераны»

  6. 6. «Фермер Джнон» 6. « Родина моя»

  7. 7. « Два осла» 7. « Мой город»

  8. 8. «Солдатушки» 8. «Звездная ночь»

  9. 9. «Три танкиста» 9 «Новогодние игрушки»

  10. 10. « Морячка» 10. « Улетаю»

  11. 11. «Кадетский корпус» 11. « про любовь»

  12. 12. «Морская песня» 12. «Рождение звезды»

  13. 13. «зарядка» 13. «ты же выжил солдат»

  14. 14. «во поле береза» 14. «Россия»



Песенный репертуар может варьироваться в зависимости от сезонного графика и от планирования проведение различных мероприятий как в школе – так и на уровне города


Литература

Рекомендуемая тематическая литература, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает ваши занятия интереснее, веселее.

  1. Альбрехт Ю.Б. "О рациональном преподавании пения и музыки в школах". Педагогический сборник. СПБ 1970 г. кн. Х.

  2. Асафьев Б.В. "О народной музыке". Л. 1987 г.

  3. Де Арисменди "Дошкольное музыкальное воспитание"

  4. Бехтерев В.М. "О значении музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства". М. 19/6.

  5. Ветлугина Н.А. "Музыкальное развитие ребенка" М. 1967 г.

  6. Ватнова А.Д. "Развитие частоты интонации в пении дошкольников". М. 1960 г.

  7. Кабалевский Д.Б. "Воспитание ума и сердца". М. 1954 г.

  8. Кэмпбелл Д.Дж. "Эффект Моцарта", Минск. 1999 г.

  9. Орлова Т.М. "Учите детей петь". М. 1988 г.

  10. Е. Краузе "Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие"
    Издательство: Корона-Принт

  11. "Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет"
    Издательство: Карапуз
    Год издания: 2003

  12. Костыгина В. "Бу-Бу-Бу. Артикуляционная гимнастика (2-4 года)"
    Издательство: Карапуз
    Год издания: 2007

  13. Пожиленко Е. А. "Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей..."
    Издательство: Каро
    Год издания: 2006

  14. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. - М, 2005.

  15. Микляева Н. В., Полозова О.А., Родинова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая


7730069658968995.html
7730187893748733.html
7730292314780095.html
7730411536137344.html
7730617629772095.html